Положение о режиме ЗАТО

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 693

“Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии”

(c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.)

Во исполнение Закона Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании” Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

Действие настоящего Положения распространяется на существующие закрытые административно-территориальные образования.

Министерству Российской Федерации по атомной энергии по согласованию с органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований организовать работу по реализации указанного Положения.

Председатель Правительства

Российской Федерации     В.Черномырдин

Положение

о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии

(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 693)

(c изменениями от 3 апреля 1997 г., от 8 августа 2003 г.)

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г. N 1634 действие настоящего Положения распространено на закрытое административно-территориальное образование – город Большой Камень Приморского края

I. Общие положения

II. Порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов

III. Пропускной режим

IV. Ограничения на въезд и проживание граждан на территории закрытого образования

V. Условия прекращения разрешения на постоянное проживание граждан на территории закрытого образования

VI. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, за границу

VII. Деятельность юридических лиц на территории закрытого образования

VIII. Ограничения на полеты летательных аппаратов

IХ. Контроль за выполнением требований настоящего Положения

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации “О закрытом административно-территориальном образовании”, устанавливает порядок обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (далее именуется – закрытое образование) в целях создания условий для безопасного функционирования расположенных на территории закрытого образования объектов Министерства Российской Федерации по атомной энергии (далее именуются – объекты) и является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами, расположенными на этой территории, а также гражданами, проживающими, работающими или временно находящимися на территории закрытого образования.

Под объектами понимаются государственные унитарные предприятия и иные организации по разработке, изготовлению, хранению, разработке и утилизации ядерного оружия, других видов вооружений и военной техники, переработке радиоактивных и иных материалов, представляющих повышенную экологическую опасность.

2. Особый режим безопасного функционирования объектов закрытого образования включает:

установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах закрытого образования;

ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования;

ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. N 385 пункт 2 настоящего Положения дополнен абзацем следующего содержания:

ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования.

3. Особый режим безопасного функционирования объектов устанавливается в целях:

обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

выполнения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению ядерного оружия;

обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну;

пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий;

обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан;

защиты окружающей среды.

4. Ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования объекта возлагается на директора объекта. Должностные лица органа местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за принятые ими решения, касающиеся особого режима в закрытом образовании.

5. Граждане, проживающие, работающие и прибывающие в закрытое образование, должны быть ознакомлены с условиями особого режима безопасного функционирования объектов и ответственностью за его нарушение. Ответственность граждан за нарушение указанного особого режима устанавливается законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. На основе и в рамках настоящего Положения могут разрабатываться другие организационно-распорядительные документы для обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов.

II. Порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов

7. В пределах закрытого образования устанавливаются контролируемые и запретные зоны, которые являются составной частью единой системы мер обеспечения особого режима безопасного функционирования объектов.

8. Границы контролируемых и запретных зон на территории закрытого образования устанавливаются в целях:

организации санкционированного доступа граждан на охраняемую территорию закрытого образования (контролируемая зона);

исключения доступа граждан на территории объектов без производственной необходимости (запретная зона).

Для осуществления санкционированного прохода граждан и проезда транспорта через контролируемые и запретные зоны оборудуются контрольнопропускные пункты.

9. Границы контролируемых и запретных зон закрытого образования обозначаются на местности хорошо видимыми знаками, надписями и оборудуются инженерно-техническими средствами. Ответственность за их установку и эксплуатацию возлагается на директора объекта.

10. Организация охраны объектов, контролируемых и запретных зон закрытого образования определяется комиссией, состоящей из представителей дирекции объектов, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органа местного самоуправления закрытого образования.

Порядок образования и работы комиссии определяется действующими нормативными актами.

Комиссия устанавливает:

виды и систему охраны;

численность личного состава подразделений охраны;

объем и сроки строительства инженерно-технических сооружений, контрольно-пропускных пунктов, караульных помещений, казарм и так далее;

сроки выполнения мероприятий по подготовке объекта к приему под охрану.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который согласовывается с органом федеральной службы безопасности и утверждается Министерством Российской Федерации по атомной энергии и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

11. Для охраны объектов, контролируемых и запретных зон закрытого образования могут использоваться:

внутренние войска и подразделения органов внутренних дел, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации;

ведомственная военизированная охрана объектов.

О рассмотрении заявления о признании недействительным абзаца 4 пункта 11 Положения, утвержденного настоящим постановлением, см. решение Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N ГКПИ 2001-1847

Использование других видов вооруженной охраны на территории закрытого образования запрещается.

12. Все виды охраны при организации несения службы руководствуются законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами.

III. Пропускной режим

13. Пропускной режим на территории закрытого образования устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой директором объекта, командованием воинских частей (начальником охраны) и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования, и согласовывается с органом федеральной службы безопасности.

14. Пропускной режим на территории объекта устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой директором объекта и командованием воинских частей (начальником охраны), охраняющих объект.

15. Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет:

порядок входа (выхода), въезда (выезда) граждан и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов;

порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей;

перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска;

порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.

16. Граждане, нарушившие требования пропускного режима либо допустившие противоправное преодоление контролируемой и запретной зон закрытого образования и объектов, могут быть задержаны в порядке и на срок, установленные законодательством Российской Федерации.

IV. Ограничения на въезд и проживание граждан

на территории закрытого образования

17. Въезд и постоянное проживание граждан на территории закрытого образования ограничиваются в соответствии с условиями особого режима безопасного функционирования объектов.

18. Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности. Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.

Допуск оформляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации “О государственной тайне”.

Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом Законе.

19. Руководитель органа местного самоуправления закрытого образования по согласованию с органом федеральной службы безопасности имеет право разрешать в порядке, определяемом настоящим Положением, въезд граждан на территорию закрытого образования, за исключением въезда на территорию объекта.

20. Для постоянного проживания на территории закрытого образования в установленном порядке разрешается въезд следующим категориям граждан:

лица, заключившие трудовой договор (контракт) с руководством объектов или муниципальных предприятий;

военнослужащие, проходящие службу в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования;

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475 в абзац четвертый пункта 20 настоящего Положения внесены изменения

См. текст абзаца в предыдущей редакции

сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, обеспечивающие охрану правопорядка, борьбу с преступностью и противопожарную безопасность на территории закрытого образования; члены семей указанных категорий граждан.

21. Гражданам, заключившим трудовой договор (контракт) на осуществление работы в коммерческих или некоммерческих организациях, въезд для постоянного проживания разрешается в установленном порядке органом местного самоуправления закрытого образования.

22. Въезд граждан для воссоединения семей может разрешаться в установленном порядке при наличии постоянно проживающих на территории закрытого образования близких родственников.

23. Наличие собственности, находящейся на территории закрытого образования, может служить основанием для въезда и проживания владельца собственности на территории закрытого образования при условии оформления допуска в установленном порядке.

24. Въезд для временного пребывания на территории закрытого образования разрешается в установленном порядке следующим категориям граждан:

родственники граждан, постоянно проживающих на территории закрытого образования, по их личному заявлению;

не имеющие допуска лица, сопровождающие грузы, предназначенные для закрытого образования, в сопровождении представителей, назначаемых директором объекта или руководителем органа местного самоуправления.

25. Въезд граждан, не имеющих допуска, на территорию закрытого образования и объекта в случаях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей жителей осуществляется по разрешению директора объекта или руководителя органа местного самоуправления закрытого образования.

26. Гражданам иностранных государств въезд на территорию закрытого образования по частным вопросам ограничивается.

Граждане иностранных государств по служебным вопросам могут допускаться на территорию закрытого образования и объекта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

V. Условия прекращения разрешения на постоянное

проживание граждан на территории закрытого образования

27. Граждане, утратившие производственную или служебную связь с объектом, а также с коммерческой или некоммерческой организациями, расположенными на территории закрытого образования, могут быть переселены в соответствии с законодательством Российской Федерации за пределы закрытого образования.

VI. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, за границу

28. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, за границу по частным вопросам (туризм, частное приглашение, лечение, отдых и так далее) может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о возможности выезда указанных граждан за границу принимается в индивидуальном порядке с учетом их осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну, и участия в работах, связанных с эксплуатацией экологически опасных производств.

29. Выезд граждан, проживающих на территории закрытого образования, в служебные заграничные командировки осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами.

Решение о целесообразности выезда в служебные заграничные командировки лиц, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, распространяется только на срок командировки и страну пребывания.

VII. Деятельность юридических лиц на территории закрытого образования

30. На территории закрытого образования зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства) осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.

Юридические лица в своей деятельности, как правило, используют трудовые ресурсы закрытого образования. Размещение и функционирование на территории закрытого образования юридических лиц (филиалов, представительств) с участием иностранных юридических и физических лиц и (или) иностранным капиталом осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VIII. Ограничения на полеты летательных аппаратов

31. В соответствии с условиями особого режима безопасного функционирования объектов ограничиваются полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования. Для выполнения специальных заданий разрешение на полеты в пределах запретных зон воздушного пространства согласовывается с директором объекта, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации.

32. Директором объекта по согласованию с органом федеральной службы безопасности и Министерством обороны Российской Федерации могут быть выделены необходимые зоны воздушного пространства для полетов над территорией закрытого образования средств малой авиации (мото- и дельтапланы, планеры, воздушные шары), принадлежащих гражданам, предприятиям и организациям, расположенным на территории закрытого образования.

IХ. Контроль за выполнением требований настоящего Положения

33. Контроль за выполнением требований настоящего Положения осуществляют федеральные органы исполнительной власти, руководство объекта и органа местного самоуправления закрытого образования в пределах их компетенции.

34. Основанием для проведения контроля являются предписания руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, начальников структурных подразделений, входящих в их состав, директора объекта и руководителя органа местного самоуправления закрытого образования.

Читайте еще