Предложения по реформе уголовно-исполнительной системы

P6260303
  1. Основным принципом отбывания наказания должно быть то, что заключенный сам обеспечивает свое содержание в ИК. Несправедливо возлагать бремя содержания преступника на жертву (общество). Это ожесточает людей и не способствует гуманному отношению к заключенным, «милости к павшим». Чтобы это осуществить, государство должно обеспечить осужденных работой, которая оплачивается по тем же принципам, что и на воле. Доводы о том, что это невозможно, считаем несостоятельными, памятуя о массе нелегальных производств, доходы от которых скрываются от государства. Надо их просто легализовать, а работу организовать грамотно и без воровства.
  2. Режимы содержания (общий, строгий и т.п.) отменить. Должен быть единый для всех режим: лишение свободы. Состав осужденных в местах лишения свободы во избежание отрицательного взаимного влияния, дедовщины и для обеспечения безопасности заключенных формируется лишь согласно характеру преступлений, рецидиву, возрасту, полу.
  3. Количество передач, посылок, писем, телефонных звонков – не ограничивается. Возможно ограничение лишь в количестве свиданий, но оно не должно быть менее, чем одно в месяц (чередуя длительное с коротким.) Для этого колонии обеспечиваются достаточным количеством таксофонов, помещений для свиданий. У осужденных не должны прерываться социальные связи с близкими.
  4. Благотворительная помощь – не ограничена. При этом обеспечивается контроль со стороны благотворителя и государства за её использованием.
  5. В ИК устанавливаются почтовые ящики Почты России.
  6. Доступ к библиотекам, радио, ТВ – не ограничивается ничем, кроме времени сна.
  7. Никаких СДиПов, ни в каком виде: у заключенных не может быть никаких административных функций. Наряду с этим – предоставление широких возможностей к творчеству, общественно-полезному труду, просвещению.
  8. Оперативную службу УИС — упразднить. Функцию предотвращения опасных явлений внутри коллектива осужденных возложить на начальников отрядов и психологов. Во избежание установления преступных контактов между персоналом и осужденными, на входе и на выходе в учреждении должен быть организован тщательный досмотр сотрудников с использованием технических средств, в том числе и для осмотра внутренних естественных полостей организма.
  9. Видеонаблюдение в ИК – везде. Любое общение администрации с заключенными фиксируется на видео, за стирание, прерывание, монтаж записи, неисправность аппаратуры – уголовная ответственность.
  10. Кровать в ШИЗО днем не убирается наверх. Письменные принадлежности не отбираются. В медсанчасти возможность пользоваться кроватью – для всех больных в течение дня, а не только для тех, кому прописан постельный режим.
  11. Магазины в ИК – коммерческие, администрации ИК не подчиняющиеся, работающие напрямую по договору с территориальным УФСИН.
  12. Тюремная медицина — гражданская, в состав УИС не входит, на территории ИК – филиалы областных больниц.
  13. Контроль за деятельностью МЛС – функции ОНК.
  14. Службы в ИК: охрана; социальный отдел (отдел связей с внешним миром); делопроизводство. Дополнительные службы (медицина психологи и т.п. – гражданские). Все прочее осуществляют сами заключенные (приготовление пищи, уборка помещений и территории, стрика белья, обслуживание оборудования и т.п.)
  15. В УИС — никаких соцсоревнований между управлениями и учреждениями. Это лишь ведет к припискам. Главным показателем эффективности содержания в ИК должно являться отсутствие рецидива.
  16. Обучение грамоте, языку для заключенных – обязательно.
  17. Освобождение «по УДО» дает не суд, а общественные комиссии по типу суда присяжных, в состав которых входят эксперты.
  18. ШИЗО по решению администрации ИК не более 20-ти дней в год и не более 2-х раз в год, строго мотивированно. На больший срок – только по решению суда. Пересмотреть причины помещения в ШИЗО. Полостью исключить такие причины, как нарушение формы одежды, употребление жаргонных слов, «не поздоровался» и т.п. За употребление мата наказывать в равной степени, как заключенных, так и сотрудников.
  19. Если человек, освободившийся «по УДО», совершил новое преступление во время условного срока, автоматически следует лишение возможности УДО во время следующего срока.
  20. Занятие преступной деятельностью во время отбывания наказания (в том числе вымогательства, дедовщина) влечет увеличение срока по приговору в 2 раза (или, как вариант, не менее 1,5-кратного максимального срока, предусмотренного санкцией статьи).
  21. Осужденные содержатся, не в общежитиях (отрядах, «бараках»), а в помещениях камерного типа не более 4-х человек (на время сна). В остальное время – свободное нахождение на разделенных территориях, максимальный размер которых диктуется соображениями безопасности.
  22. Следует производить обязательные удержание из зарплаты осужденного на его страховой счет (не менее 10% от заработка). Деньги с этого счета выплачиваются ему после освобождения частями.
  23. В ИК должны быть условия для самостоятельного приготовления пищи заключенными, по желанию.
  24. Преступления администрации в связи со служебной деятельностью должны квалифицироваться по тем же статьям УК, как и для обычных людей (убийство, вымогательство, доведение до самоубийства, и т. п.), а совершение их при исполнении служебных обязанностей должно являться отягчающим обстоятельством.
  25. Введение в программы Учебных центров ГУФСИН обязательного курса по правам человека, включающего в себя как общую теорию, так и международные стандарты содержания под стражей. А также введение в программы учебных центров курса пенитенциарной психологии.
  26. Обеспечение сотрудников УИС, непосредственно соприкасающихся с заключенными, социальными гарантиями, достойной зарплатой, обязательной регулярной реабилитацией, близкой к реабилитации участников боевых действий.
  27. Введение в юридических ВУЗах специальности «Управление МЛС» и переподготовки всех руководителей пенитенциарных учреждений.
  28. Выведение функций организации и руководства производством из обязанностей начальника колонии. Введение должности коммерческого директора, обладающего профессиональными навыками, (экономическими и управленческими) при ГУФСИН и подчиненных ему менеджеров в МЛС.
  29. Упразднение института помощников начальников УФСИН и МЛС по правам человека. Параллельно с этим, введение при региональных Уполномоченных по правам человека института «тюремных омбудсменов».

Все эти меры должны вводиться комплексно, иначе их эффективность падает в разы.

Предложения по изменению закона об общественном контроле

  1. Общественные контролеры должны быть обеспечены средствами связи, портативной оргтехникой , фото-видео-аудиоаппаратурой во время инспектирования МЛС..
  2. Рекомендации ОНК обязательны для реагирования в руководящих структурах (ФСИН, прокуратуре, следственно комитете. ГУВД, Минобороны и пр.)
  3. Ведение Реестра безопасности совместного с Уполномоченным по правам человека
  4. Ведение графика нарушений прав человека сотрудниками УИС, обязательного для реагирования со стороны руководящих органов и прокуратуры.
  5. Документация, необходимая для деятельности ОНК, предоставляется должностными лицами незамедлительно.
  6. Право на фото-видеосъемку во всех учреждениях УИС и МВД предоставляется на равных условиях, то есть без специального разрешения руководителя учреждения.
  7. Право общения наедине распространить и на следственно-арестованных и задержанных, т.к часто именно на этой стадии применяются недозволенные методы добывания доказательств по делу от заключенного.

Николай Щур, Татьяна Щур

9 декабря 2012 г.

Читайте еще