Положение о Реестре безопасности

Положение

об обеспечении безопасности граждан, обратившихся с жалобами на нарушения прав человека в местах принудительного содержания

Настоящее положение определяет порядок обеспечения контроля за безопасностью граждан, находящихся в местах принудительного содержания, обратившихся с жалобами на нарушение прав человека.

Основные понятия, используемые в настоящем Положении

Заключенные – лица, находящиеся в местах принудительного содержании: лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступления и (или) обвиняемые в совершении преступления, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к лишению свободы; несовершеннолетние, находящиеся в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; несовершеннолетние, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образования и местах принудительного содержания.

Реестр безопасности – реестр с данными заключенных, обратившихся с жалобами на нарушение прав человека в местах принудительного содержания.

ОНК – Общественная наблюдательная комиссия по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания граждан.

Места принудительного содержания – установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей  подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (СИЗО), изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС) и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее – учреждения, исполняющие наказания); дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Региональный омбудсмен – Уполномоченный по правам человека субъекта Федерации.

Пытка –  любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо, или в совершении которого оно подозревается, а также с целью запугать или принудить его или третье лицо, или по любой другой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимые от этих санкций или вызываются ими случайно. (Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст.1).

Пострадавший – лицо, подвергшееся пыткам; лицо, в пользу которого обратились с жалобой;  лицо, обратившееся с жалобой на нарушение прав.

Правовую основу Положения составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

  1. Порядок заполнения Реестра безопасности (далее — Реестра)

1.1. В Реестр (Приложение 1) вносятся данные о заключенных, безопасность которых в связи с их активной позицией по защите своих прав в местах лишения свободы может находиться под угрозой.

1.2. В Реестр вносится краткое изложение жалобы в защиту прав заключенного на нарушение его прав, а также последствия, которых опасается заключенный.

1.3. К Реестру прилагается приложение в виде сборника Дел.

1.3.1. По каждой жалобе заводится Дело, номер которого вносится в Реестр. В Дело входят: подробное изложение жалобы или ее текст; поступившие вместе с жалобой документы (фото и видео материалы, справки, публикации и т.п.), подробное изложение предпринятых мер по жалобе и по обеспечению безопасности пострадавшего и наступивших в результате последствий. Дело пополняется по мере поступления новых материалов.

1.4. Кандидатуры заключённых на внесение в Реестр Региональному омбудсмену предлагают члены ОНК, общественные объединения и другие заинтересованные лица и организации, которым стали известны факты преследования заключённых за их деятельность по защите своих прав.

1.5. Ведение Реестра осуществляется Аппаратом Регионального омбудсмена, либо лицом или организацией, уполномоченным им на это.

2. Порядок работы по Реестру

2.1. Поступившая жалоба регистрируется в соответствии с п.1 данного Положения.

2.2. Начальник учреждения, в котором содержится Пострадавший, официальным письмом (Приложение 2) за подписью Регионального омбудсмена уведомляется о том, что данный заключенный занесен в Реестр.

2.3. С момента уведомления учреждения Региональный омбудсмен, либо лицо, которому он это поручит, в любое время посещает учреждение с целью контроля за состоянием Пострадавшего и осуществляет его личный опрос и осмотр в присутствии медицинского работника (наведение справок по телефону либо через третьих лиц исключается).

2.4. По результатам опроса и осмотра составляется Акт осмотра (Приложение 3), который прикладывается к Делу Пострадавшего.

2.5. В случае обнаружения применения пыток к Пострадавшему, Региональный омбудсмен действует в соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации и Федеральным законодательством.

2.6. Информация о положении заключенных, внесенных в Реестр, регулярно распространяется в СМИ через пресс-релизы и брифинги.

Читайте еще